Применение ТРИЗ отлично способствует быстрому и самостоятельному запоминанию стихов дошкольниками, формирует у них осознанное отношение к процессу заучивания. У ребят развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Так же ТРИЗ-технологии позволяют ребятам развиваться не только в отведенное расписанием занятий время, но и в любые режимные моменты.
Так, 23 марта 2016 года ребята старшей группы № 10 «Елочка» (4-го корпуса) на прогулке наблюдали возврат зимних явлений природы: мороз, гололед, снегопад. Наблюдение сопровождалось слушанием стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится».
А вечером, напомнив о результатах наблюдений днем, педагог Иванова Марина Николаевна познакомила детей со способом кодирования слов первого четверостишия этого стихотворения. Для этого использовалась пустая таблица с ячейками, расчерченная с учетом количества слов, союзов в строке и в четверостишии.
Педагог стимулировала детей предлагать различные варианты схематизации слов, затем выбирался и зарисовывался наиболее подходящий символ. В зарисовке схем активно участвовали сами дети.
Ребята так увлеклись кодированием слов, что незаметно для себя составили схемы на все стихотворение. А оно объемное, в нем 5 четверостиший. Каждое четверостишие зарисовывалось другим цветом.
По окончании кодирования ребята сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно зачитывали произведение с выразительными интонациями, а иногда обыгрывая строчки.
Подошедшие за детьми родители были очень приятно удивлены, как легко и практически самостоятельно дошкольники читают такое объемное стихотворение. Им был незнаком такой способ заучивания и выразили желание впредь его использовать и дома. Самые активные сфотографировали таблицы на телефон для дальнейшего использования в семье.
Таким образом, использование подобных таблиц и шифрование слов в стихах облегчает процесс запоминания, делает его увлекательным, укрепляет ситуацию успеха у самого робкого и неуверенного ребенка. Убрав таблицу через некоторое время, дети легко вспоминают картинки и их последовательность, а затем легко вспоминают слова.
Все фотографии будут выложены для родителей в электронном ресурсе детского сада - «Сетевой город», чтобы они смогли присоединиться к образовательной деятельности педагогов группы, стать продвинутыми в ТРИЗ-технологиях родителями, получить новые приемы для развития своего ребенка дома. Надеемся, что такое взаимодействие только укрепит дружбу педагогов и родителей, поможет в нашем общем деле – образование дошколят! После просмотра фотографий родители смогут оставить свои вопросы и пожеланиям педагогам группы! Заранее спасибо за обратную связь! |