Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
ТРИЗ-педагогика, включающая в себя ОТСМ-РТВ-АРИЗ (общая теория сильного мышления – развитие творческого воображения-алгоритм решения изобретательских задач), формирует у детей дошкольного возраста способы познания, которые впоследствии ребенок использует с любой темой, любой наукой, любым видом деятельности. Не секрет, технологии ТРИЗ эффективно и активно используются педагогами для формирования навыков системного, диалектического мышления, творческого воображения и речи малышей. Дополнительно ТРИЗ-технологии помогают педагогу организовать и продуктивную деятельность дошколят, сделать ее более насыщенной приемами фантазирования при высокой организации собственной детской деятельности, организации свободы выбора в техниках, материалах и приемах реализации воображаемого замысла.
Так, встретить весну в подготовительной группе №12 "Колобок" (4 корпус) решили образовательной ситуацией на тему «Создание образа Красавицы Весны». Как нельзя лучше в этом помог педагогам прием ТРИЗ - морфологический анализ. Морфологический анализ – это метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. У ребенка развивается творческое воображение, формируется представление о мире как о бесконечном сочетании различных элементов, которыми можно управлять, метод способствует преодолению инерционности мышления и активизации творческих процессов. Составляя морфотаблицу, дети систематизировали свои знания о времени года, весенних явлениях и создали неповторимые образы красавицы Весны. Ребята, комбинируя разные варианты, составляли собственные портреты Красавицы Весны, которые потом изобразили разными материалами. Например, у одной Красавицы Весны получилось платье из ручейков, у другой – из ясного солнышка, украшенное первоцветами или сосульками, еще одна Весна надела корону из свитого прилетевшими птицами гнезда, а обувь - из первой травки.
Все остались очень довольны, ведь данный прием позволил раскрыть фантазии дошколят и самостоятельно реализовать их полюбившимися материалами и техниками, а педагогам – спрогнозировать для будущих первоклашек нестандартные образовательные ситуации: фантазирование из научных выделенных элементов, свобода выбора техники рисования и используемых материалов, ситуация успеха у каждого, эмоциональный восторг от создания своего собственного творчества.
Необычный способ изображения Весны удался и теперь предстанет в виде выставки перед всеми гостями выпускной группы! Кстати, все фотографии с данной образовательной ситуации разосланы родителям (законным представителям) группы в «Сетевом городе. Образование» для более подробного семейного рассматривания.
|