.
.
.
.
.
.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Как пальцы помогают говорить


Как пальцы помогают говорить

 

Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.

Я расскажу о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае – упражнения с каменными и металлическими шарами, в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу - рогатую».

 

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, разминать и растирать каждый пальчик, растирать пальчики спиралевидными движениями. Выполнять упражнения нужно в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. После того, как ребенок усвоит нужные движения, можно переходить к активной форме (самим ребенком) выполнения упражнений.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук) затем – другой рукой, после этого – двумя руками одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше; «рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Я приведу пример нескольких упражнений пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Пальчик-мальчик»

Исходное положение.

Пальцы сжаты в кулачок.

Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца.

- Пальчик, пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел!

Упражнение «Печем блины»

Исходное положение. Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.

Мама нам печет блины, очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной.

Упражнение «Цветок»

Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.

Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается – цветочек распускается!

Солнышко садится – цветочек спать ложится.

Упражнение «Зайчик»

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладоням большим пальцем.

Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз – вверх) на счет «раз-два»

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!

Упражнение «Человечек»

Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.

Вариант 1. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.

Маленькие ножки шагают по дорожке!

Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.

Вариант 2Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение «ног» - опирается на указательный палец, а средний подтягивает вверх.

Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки,

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую встал, покачался и упал.

 

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

И еще одно. Помимо развивающих задач упражнения пальчиковой гимнастики решают еще ивоспитательные задачи: формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Поиск
Вход на сайт




















Copyright MyCorp © 2024