Как пальцы помогают говорить
Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоиться в том жизненном пространстве, которое их окружает, нежели нагружать раньше срока лишними знаниями. Как же быть? Просто играть с ребенком. Поверьте, это самое благодарное времяпрепровождение.
Я расскажу о «пальчиковых» играх, которые и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае – упражнения с каменными и металлическими шарами, в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку - белобоку», «Козу - рогатую».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
2. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
5. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз, разминать и растирать каждый пальчик, растирать пальчики спиралевидными движениями. Выполнять упражнения нужно в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики. После того, как ребенок усвоит нужные движения, можно переходить к активной форме (самим ребенком) выполнения упражнений.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положения кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук) затем – другой рукой, после этого – двумя руками одновременно.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше; «рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Я приведу пример нескольких упражнений пальчиковой гимнастики.
Упражнение «Пальчик-мальчик»
Исходное положение.
Пальцы сжаты в кулачок.
Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца.
- Пальчик, пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел!
Упражнение «Печем блины»
Исходное положение. Попеременно касаться поверхности стола тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печет блины, очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано и едим их со сметаной.
Упражнение «Цветок»
Исходное положение. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается – цветочек распускается!
Солнышко садится – цветочек спать ложится.
Упражнение «Зайчик»
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладоням большим пальцем.
Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз – вверх) на счет «раз-два»
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Упражнение «Человечек»
Исходное положение. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, безымянный и мизинец прижать к ладони большим пальцем.
Вариант 1. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.
Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ, шагают по дорожке.
Вариант 2. Теперь человечек «идет», высоко поднимая «ноги» (указательный и средний пальцы), затем стоит на одной «ноге» (опирается на средний палец, а указательный подтягивает вверх), потом меняет положение «ног» - опирается на указательный палец, а средний подтягивает вверх.
Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки,
На одной ноге стоит и по сторонам глядит.
На другую встал, покачался и упал.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
И еще одно. Помимо развивающих задач упражнения пальчиковой гимнастики решают еще ивоспитательные задачи: формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.